Интервью президента Фонда “РУССАР” газете “Русский вестник”
Знакомим пользователей сайта с содержанием части беседы президента Фонда «РУССАР» Олега Фомина с членом Союза писателей и Союза журналистов России Ириной Ушаковой. В опубликованном в газете «Русский вестник» материале под названием «Россия и Ближний Восток. Международной терроризм, Израиль и США превращают Святую Землю в Диснейленд» автор рассказывает о своей работе в арабских странах; разъясняет, почему у русских особое отношение к Сирии; разоблачает преступления международного сионизма и терроризма. Он так же знакомит читателя с историей старейшей общественной организации в России — ИППО, ее гуманитарной, благотворительной деятельностью на Ближнем Востоке, в постсоветский период. В последнее время эта деятельность осуществляется в сотрудничестве с Фондом «РУССАР».
***
РОССИЯ И БЛИЖНИЙ ВОСТОК
Международный терроризм, Израиль и США превращают Святую землю в Диснейленд
О.И. Фомин – почетный член Императорского православного палестинского общества (ИППО), в котором он состоит с 1983 г., сопредседатель Российского комитета солидарности с народами Ливии и Сирии, вице-президент Русского центра сохранения духовного наследия Святого города Иерусалим (Русский центр «Иерусалим»), член Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. С 2014 г. – президент Благотворительного фонда «РУССАР» (Русь, Сирийская Арабская Республика).
– Олег Иванович, чем Вас в юности заинтересовала арабистика?
– Окончив среднюю школу с золотой медалью в Гомеле, я поехал поступать в МГИМО. Набрал на вступительных экзаменах достаточное количество баллов, и мне было предложено выбрать для изучения язык, который определит мою страновую подготовку. Я воспользовался своим правом и избрал тогда весьма востребованный арабский язык. Это было время расцвета арабского национально-освободительного движения. Недавно народ Египта с поддержкой СССР одержал победу в борьбе за Суэцкий канал в ходе Тройственной англо-французско-израильской агрессии. Египет в то время возглавлял харизматичный патриот Гамаль Абдель Насер, ставший символом антиимпериалистической борьбы. Естественно, что при выборе направления учебы я руководствовался и был воодушевлен не только экзотикой книги «Тысяча и одна ночь» и романтикой Древнего Ближнего Востока, но и интересом к важнейшему геополитическому региону мира, народы которого решительно выступили против крестоносцев ХХ века. Привлекло и то, что на арабском языке изъяснялись народы 22 стран. Примечательная деталь: помню, как рыдали две девушки, которым достался китайский язык, а отношения с Китаем в то время были донельзя испорчены Хрущевым. А сегодня у нас китайский язык стал самым востребованным.
В 1969 году я выехал в Дамаск директором Советского культурного центра, представителем Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами в ранге Первого секретаря Посольства СССР в Сирии.
– В 1973 году, во время так называемой Октябрьской войны, Вы трижды избежали гибели, когда Советский культурный центр в Дамаске был уничтожен израильским ракетно-бомбовым ударом и погибли Ваши сотрудники. А теперь Вам и вовсе израильскими властями запрещен въезд на Святую землю. Не пожалели, что стали арабистом?
– Не жалею, я полюбил арабов и арабский мир. За эту любовь и солидарность я и пострадал от оккупировавших Святую землю израильских экспансионистов, лишивших меня права посещения Святой земли. И в Йемене, и в Сирии я близко познакомился с арабами, их образом жизни, традициями и обычаями, бедуинским кодексом чести. У меня много настоящих и искренних друзей в этих странах, а также в Тунисе и Египет, где я работал позже. У меня много близких палестинцев – моих товарищей по несчастью по вине израильских оккупантов. Ставшую мне родной Сирию, я покинул в 1975 г., отстроив в самом центре сирийской столицы новое здание Советского культурного центра. Три года я учился в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС, где защитил кандидатскую диссертацию. Мне была предложена интересная и близкая мне работа в ЦК КПСС в Отделе внешнеполитической пропаганды. В миру он назывался Отделом международной информации. При выполнении своих служебных обязанностей я широко использовал опыт, приобретенный во время командировок в арабские страны.
В те годы действовала резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3379, принятая усилиями СССР и его союзниками при поддержке арабских и неприсоединившихся стран 10 ноября 1975 года, классифицировавшая и осуждавшая сионизм как «форму расизма и расовой дискриминации», поставив Израиль в один ряд с государствами, практикующими апартеид, такими как Южная Африка и Родезия. По роду деятельности я занимался вопросами разоблачения сионизма и борьбы против него – в частности, добившись появления в «Комсомольской правде» рубрики «Сионизм – человеконенавистническая концепция». Советские журналисты, разоблачая преступления израильской военщины против палестинского народа, лишенного Израилем права на собственное государство, доносили советской и зарубежной общественности правду о том, что сионизм вовсе не безобидное стремление вернуться на историческую родину евреев, в большей своей части не имеющих к этой «родине» никакого отношения, а глобальное реакционное движение, ведомое олигархическими, в основном финансовыми кругами, и направленное на установление мирового господства. Разоблачением сионизма занимался и Международный отдел ЦК КПСС, один из сотрудников которого Ю.С. Иванов был автором известной книги «Осторожно: сионизм!».
Вступив в Союз журналистов СССР, я публиковал статьи на тему, связанную с моей работой, выступал за справедливое решение палестинской проблемы на радио Москвы. Резонансной оказалась моя статья «Распятый Иерусалим», опубликованная в журнале «Новое время», в связи с незаконным объявлением в 1980 году Израилем Иерусалима «вечной и неделимой» столицей Израиля. Вплоть до распада СССР издавались мои авторские и в соавторстве с коллегами в ЦК КПСС и МИД СССР такие книги, как «Вашингтон и Тель-Авив против Арабского мира», «Москва и Ближний Восток», «Дамасский булат», «Кэмп-Дэвид: политика, обреченная на провал» и другие. Как лектор Всесоюзного общества «Знание», я выступал на эти же темы с лекциями.
– Почему у нас, русских, особое отношение к Сирии?
– Во-первых, Сирия – это колыбель христианства. Нас связывает общая христианская история. Начнем с того, что в конце Х века Константинополь направил на службу к киевскому князю Владимиру сирийца митрополита Михаила Сирина, который крестил Киев, Новгород и Ростов. Здесь хочу отметить, что у нас есть блестящие исследователи истории христианства на Ближнем Востоке и в России, на научные труды которых я опираюсь в своей публицистической деятельности. Это М.И. Якушев, К.А. Панченко, Т.Ю. Кобищанов и, конечно, недавно скончавшийся Почетный член и выдающийся летописец ИППО Н.Н. Лисовой.
Антиохийская Православная Церковь помогла нашей российской митрополии в XVI веке стать патриархией. О желании иметь при царском престоле патриарха Феодор Иоаннович рассказал антиохийскому архипастырю арабу Иоакиму V. Он был первым восточным патриархом, который посетил Москву. И в 1589 году Константинопольский патриарх Иеремия II Тронос по просьбе Феодора Иоанновича и Бориса Годунова рукоположил в патриарший сан митрополита Иова. С тех пор Русская Православная Церковь заняла почетное пятое место в диптихе после Иерусалимской Православной Церкви.
В XIX веке паства и клир Антиохийской Православной Церкви, в основном Сирии, Ливана, а также Ирака и Катара, мечтали избавиться от греческой ксенофобии. И решение о переходе патриаршей кафедры от греков в арабские руки принималось на высочайшем уровне султаном Абдул Хамидом II и нашим Государем Николаем II. Арабы-христиане этих стран до сих пор нам благодарны, а палестинская и иорданская паствы Иерусалимской Православной Церкви страдают от того, что до сих пор над ними – греки, до сих пор – Патриарх Иерусалимской Церкви Феофил III, которого даже на Рождество в прошлом году христиане не хотели допускать в базилику Рождества Христова. Пришлось прибегнуть к помощи израильской полиции.
Они не могут быть довольны тем, что Феофил III сотрудничает с израильским сионистским режимом, тем, что продолжаются продажа и сдача в аренду церковных земель, тем, что даже кнессет и резиденция израильского премьер-министра Нетаньяху находятся на церковных землях. Им также не может нравиться, что Феофил III в дружеских отношениях с Кондолизой Райс – ярой защитницей израильских экспансионистов. Иерусалимский Патриарх и сейчас поддержал бы подписанный в нарушение канонов Константинопольским патриархом Варфоломеем томас об автокефалии Украинской Церкви, но остерегается прекращения потока российских паломников на Святую землю.
Во времена Советского Союза Сирия была флагманом арабского национально-освободительного движения, авангардом антиимпериалистического, антисионистского фронта. Она возглавляла Фронт стойкости и противодействия, в который входили Сирия, Ливия, Алжир, Южный Йемен. Эти страны занимали самую непримиримую позицию в отношении сионизма и израильской оккупации Палестины и опирались на Москву.
В 1967 году арабо-израильская война была специально названа евреями шестидневной, чтобы унизить арабов. А наши журналисты – кто по незнанию, а кто с удовольствием, подхватили этот ярлык. Сирия в ходе этой войны потеряла свои Голанские высоты. В ходе Октябрьской войны сирийская армия отбила разрушенный город Кунейтру, но продвинуться на высоты не смогла из-за предательства египетского Президента Анвара Садата.
– И сегодня российские военные гибнут в Сирии…
– Нельзя вторить нашим злопыхателям, что Путин решил поддержать Сирию, чтобы соблюсти интересы «Газпрома», потому что Катар собирался свой газопровод протянуть через Сирию в Европу. Президент Сирии Башар Асад не дал Дохе согласия. Но если продолжить перечисление причин нашего особого отношения к Сирии, то, как я считаю, определенную роль сыграло, по крайней мере, среди нашего народа и то, что Сирия была страной социалистической ориентации. Там и сейчас еще поддерживаются некоторые направления социализма, не в пример нам. Несмотря на то что сирийцы десять лет воюют, у них и сейчас, в таких условиях, бесплатная медицина и бесплатное образование. И нельзя сбрасывать со счетов имеющиеся родственные отношения между нашими странами, так как в Сирии десятки тысяч выпускников советских и российских вузов, до 40 тысяч смешанных браков.
– Что за силу представляет ИГИЛ (деятельность организации запрещена на территории РФ. – Ред.)? В последнее время на территории Сирии подверглись уничтожению не только храмы, но и мощи христианских святых.
– Члены ИГИЛ уничтожают даже могилы святых мусульман. Они готовы посягнуть даже на саму Каабу. Потому что эти бандиты не являются мусульманами, эти темные люди наняты за деньги. Мои знакомые сирийские офицеры находили в смартфонах игиловцев видео с гуриями. Они считают, что когда игиловец погибает, в раю его ждут 12 обнаженных гурий. Многие из игиловцев, воюя в Сирии, даже думали, что они воюют против Израиля. Во главе их, разумеется, стоят изощренные люди, в том числе бывшие офицеры иракской армии Саддама Хусейна, которые после разгрома Ирака американцами оказались никому не нужны, в них взыграли суннитские чувства, и они решили как-то отыграться. Известно, что за террористами, облачающимися в исламские одежды, стоят западники, которые более преступны перед человечеством, чем эти убийцы. Делают они это для того, чтобы разъединить исламские, в первую очередь арабские страны, на шиитов, суннитов, разделить по этническому, по религиозному принципу. В 1928 году Международная религиозно-политическая ассоциация «Братья-мусульмане» (деятельность организации запрещена на территории РФ. – Ред.), военное крыло которой признано террористическим, была создана британцами и до сих пор ориентируется на Лондон, а ИГИЛ вслед за Аль-Каидой (деятельность организации запрещена на территории РФ. – Ред.) создан в своих стратегических целях США.
– Как сегодня относятся к христианам в Израиле?
– Палестинский православный архиерей – архиепископ Феодосий Севастийский (Аталла Ханна), постоянно подвергающийся гонениям со стороны израильских властей, говорит: «Быть православным в Израиле значит быть героем, нести подвиг. Главная проблема для христиан – израильская оккупация. Православный человек не может прийти из Вифлеема молиться у Гроба Господня в Иерусалиме или из Иерусалима в Вифлеем молиться в храме Рождества Христова. Всюду стоят израильские блокпосты и никого не пропускают».
– Америка воюет не только за нефть, но и против христианства?
– Да, Вы правы, дело тут не в нефти. Ее и у самих США достаточно. Помимо расхристианивания собственной страны, Вашингтон преследует и уничтожает христиан везде, где может. Разве не по вине американских агрессоров в Ираке из полутора млн. христиан осталось лишь 150 тыс.? Разве не является целью Тель-Авива и Вашингтона изгнание христиан из самой колыбели христианства — Святой Земли, включающей Палестину, Сирию, Ирак Ливан? Израиль и США заинтересованы в зачистке Ближнего Востока от христиан. Само присутствие христиан здесь мешает им творить свои преступления в этом важнейшем геополитическом регионе мира. Как отмечалось выше, корень всех бед палестинских христиан — израильская оккупация. А ведь израильтяне оккупируют и часть Сирии и еще не окончательно вышли из Ливана. И главная опора этой оккупации — США. Достаточно перечислить, что успел сделать для израильских экспансионистов президент США Трамп. Признав Иерусалим, включая Восточный, столицей Израиля, он перенес посольство США из Тель-Авива в Святой город, признал израильский суверенитет над оккупированными сирийским Голанскими высотами, обнародовал так называемую «сделку века», лишающую палестинский народ надежды на создание собственного государства, в результате подписания «Соглашений Авраама» добился так называемой нормализации отношений сионистского государства с рядом арабских стран, рассорив тем самым их с Палестиной и внеся раскол в межарабские отношения. Последний подарок Трампа — решение Министерства обороны США от 15 января 2021 г. о включении Израиля в зону ответственности Центра командования США (CENTCOM). Уверен, что Байден не будет переносить обратно в Тель-Авив американское посольство и не станет отменять другие «подарки» Трампа Израилю. Помимо прямой поддержки израильской оккупации и экспансии на Ближнем Востоке США и его западные союзники в угоду Израилю выманивают ближневосточных христиан со своих земель, выдают им визы и гостеприимно принимают в Швеции, Канаде, Германии. Я уже говорил о переведенной книге Фуада Фараха «Живые камни. Арабских христиане на Святой Земле». Так вот он говорит, что в результате выхолащивания соСвятой Земли «живых камней» — христианской паствы здесь останутся лишь «мертвые камни» — церкви и святые могилы и христианский Ближний Восток превратится в своеобразный Диснейленд. Это уже произошло в бывшей Византии — Турции, гдеЭрдоган недавно превратил два последних храма — один из них — символ христианского мира — Сбор Святой Софии в мечети.
– Как изменилась судьба христиан на Ближнем Востоке после событий 1917 году в России?
– Октябрьский переворот 1917 г. и выход большевиков из Первой мировой войны, превращение ее в Гражданскую свели на нет вековые претензии России на наследство распавшейся Византии и затем Османской империи. Не суждено было сбыться вековым ожиданиям христианского населения на спасение их русскими.
На что было надеяться, если в России к власти пришел богоборческий режим. По всем русским городам и весям рушили и взрывали храмы, расстреливали и бросали в тюрьмы и лагеря священников. Могущественный инструмент духовного и культурного влияния царской России на Ближнем Востоке – Императорское православное палестинское общество (ИППО) было вынуждено прекратить свою многогранную культурно-просветительскую деятельность на территории современных Сирии, Палестины, Ливана и Израиля в 1914 году из-за вступления Османской империи в войну на стороне Германии. Разгром Османской империи и появление на ближневосточной карте подмандатных Франции и Великобритании Сирии и Палестины не поспособствовали возрождению деятельности ИППО в регионе. По решению советской власти оно превратилось в Российское палестинское общество при Российской академии наук и было ограничено в своей деятельности лишь научными исследованиями. 110 школ ИППО, преподавание в которых для будущей арабской интеллигенции велось на родном языке обучаемых, были закрыты навсегда. Кстати, работая в Сирии в 1970 году, я встретил убеленного сединами ученика одной из этих школ, который произнес мне две запомнившиеся ему фразы: «Петух кричит. Солдат колет дрова».
Православное возрождение в Советском Союзе началось в 1943 году, когда в Кремле состоялась встреча Председателя Совнаркома И.В. Сталина с тремя иерархами Русской Православной Церкви, после чего в стране была вновь открыта часть церквей, монастырей и даже семинарий, начал издаваться официальный журнал Московской Патриархии. На Архиерейском Соборе Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Сергий Старогородский. Таким образом, Сталин возродил патриаршество в России, упраздненное еще Петром Первым. Барьер на пути восстановления духовного общекультурного взаимодействия между православным Левантийским Востоком и РПЦ был снят. Это взаимодействие являлось важнейшим элементом отношений между Ближним Востоком и Россией.
– Какую миссию уже в наше время удается осуществлять Императорскому православному палестинскому обществу?
– Значительно позже кардинально изменилось положение и бывшего ИППО, превращенного в РПО 25 мая 1992 года. Через 110 лет после основания Общества Верховный Совет Российской Федерации принял постановление «О восстановлении исторического наименования ИППО». Это постановление открывало дорогу для возобновления Обществом своей культурно-просветительской и научной деятельности на Святой земле, Ближнем Востоке и в целом в мире. Но еще в 1990 году мы с тогдашним председателем Российского палестинского общества О. Пересыпкиным организовали первую паломническую поездку на Святую землю. Хочу напомнить, что в дореволюционный период, благодаря заботам ИППО, на Пасху у Гроба Господня и в других Святых местах Палестины собиралось более 10 тысяч русских паломников. Были образованы национальные отделения или филиалы ИППО в Палестине, Сирии, Иордании. В скором времени откроется отделение в Ливане. Горжусь тем, что был инициатором оказания гуманитарной помощи по линии ИППО страдающему от международного терроризма населению Сирии, жителям заблокированного Израилем Сектора Газа. Помощь оказывалась и продолжает предоставляться как христианам, так и мусульманам в одинаковой степени, жертвам преступлений игиловцев и израильских экспансионистов. В этой благородной гуманитарной деятельности активно участвует и нередко вместе с ИППО возглавляемый мною вот уже седьмой год Благотворительный фонд «РУССАР».
Помимо восстановления своих позиций за рубежом, главным образом на Ближнем Востоке, ИППО стремится возродить свои традиции и восстановить историческую правду и внутри России. Так, недавно председатель ИППО С.В. Степашин поддержал мое предложение добиться отмены названий улиц все еще во многих городах, носящих имя члена террористической организации «Народная воля», убийцы первого председателя ИППО, генерал-губернатора Москвы, Великого Князя Сергия Александровича Романова. К решению этой задачи будут подключены созданные во многих городах России региональные отделения ИППО.
Беседовала Ирина УШАКОВА