Интервью Посла России в Сирии А.В.Ефимова газете «Аль-Ватан»
- В последнее время появилось множество слухов и различного рода публикаций о характере отношений между Россией и Сирией. Как Вы можете охарактеризовать состояние российско-сирийских связей сегодня?
О российско-сирийских отношениях можно говорить очень долго, причём сугубо в позитивном ключе. Сирийская Арабская Республика традиционно была одним из ключевых партнёров и союзников нашей страны на Ближнем Востоке. Москва неизменно поддерживала Дамаск в наиболее трудные для него моменты. СССР в своё время сыграл важнейшую роль в укреплении обороноспособности САР, развитии её экономического научного и образовательного потенциала.
В наши дни ситуация во многом повторяется. «Друг познаётся в беде». В наиболее опасный для сирийской государственности момент именно решительная поддержка со стороны России позволила сирийцам добиться коренного перелома в борьбе с международным терроризмом и обеспечить возвращение под контроль законных властей САР большей части территории страны.
Наши военные усилия дополняются активными шагами на международной политической арене. Россия последовательно противостоит попыткам различных игроков нечистоплотно использовать площадки ООН, ОЗХО и других многосторонних структур с целью лишить сирийский народ его законного права отстаивать собственный суверенитет и территориальную целостность, вести борьбу с терроризмом до победного конца.
Отдельного упоминания заслуживает экономическое сотрудничество между Москвой и Дамаском, которое успешно развивается вопреки мощному санкционному давлению как на Сирию, так и на Россию. Важно, что наши двусторонние связи с САР охватывают не только коммерческую деятельность, но и представляют собой весомый вклад в решение неотложных гуманитарных проблем сирийцев и послевоенное восстановление её национального хозяйства.
Осуществляемые российскими компаниями крупные инвестиционные проекты – как, например, реконструкция гражданской части порта Тартуса, модернизация завода по производству минеральных удобрений в Хомсе, восстановление ряда нефтегазовых месторождений, и перерабатывающих предприятий – представляют собой мощный стимул для развития и роста экономики САР в целом. Они, в частности, призваны обеспечить устойчивость Сирии перед лицом иностранных санкций и создать у граждан страны уверенность в завтрашнем дне и скором возвращении нормальной мирной жизни.
Помогаем сирийским друзьям и в преодолении конкретных последствий конфликта. Российская военная группировка в Сирии проводит локальное разминирование и восстановительные работы, оказывает жителям труднодоступных районов страны медицинскую помощь, доставляет продукты питания и товары первой необходимости. Кстати, 16 мая очередной такой гуманитарный груз общим весом в 170 т прибыл в г.Камышлы.
По линии Правительства России на безвозмездной основе САР также выделено 100 тыс. т пшеницы, из которых 75 тыс. т уже получены сирийской стороной.
Кроме того, в рамках борьбы с пандемией коронавируса в министерство здравоохранения САР в апреле поступило из России 200 аппаратов искусственной вентиляции легких, 10 тыс. тест-систем и две тысячи защитных костюмов одноразового и многоразового использования.
Добавьте сюда ещё и финансируемые Россией ооновские проекты, осуществляемые ВОЗ, ПРООН, ФАО, ЮНМАС, ЮНИСЕФ и ЮНФПА на общую сумму свыше 20 млн. долл. Ещё 20 млн. долл. в январе 2020 г. выделены Россией на оказание сирийцам содействия силами Всемирной продовольственной программы ООН.
Уже только эти приведённые мною примеры наглядно демонстрируют, что муссируемые сейчас инсинуации и слухи о разладе российско-сирийских отношениях не имеют под собой никакого основания. Те же, кто упорно пытается представить сотрудничество между Москвой и Дамаском в искажённом, порочном свете, перевирая очевидные факты – попросту совершает информационную диверсию.
А ведь именно такие вбросы и «фейки» сейчас особенно на руку нашим общим недоброжелателям, которые только и ищут возможность очернить весь тот позитив, которого России и Сирии в последние годы удалось добиться. Недружественные иностранные игроки не смогли реализовать свои цели военным путём, пытались оказывать на Дамаск политическое давление, удушить его беспрецедентными экономическими санкциями, но по-прежнему остаются ни с чем. Сегодня в ход идут уже любые средства – мы наблюдаем жалкие потуги найти несуществующие изъяны в отношениях между Россией и Сирией и поссорить нас.
Однако, я уверен, что они провалятся, если не сказать, уже провалились. Это не поможет им даже приблизиться к желаемому результату. Как известно, «собака лает, а караван идёт». Российско-сирийские отношения сегодня как никогда крепки, носят дружественный, стратегический характер и ориентированы на достижение общих целей на благо российского и сирийского народов.
- Мы наблюдаем многочисленные нарушения договорённостей о прекращении огня в Идлибе со стороны террористических группировок. Складывается впечатление, что московский меморандум не выполняется в полной мере. Создаются препятствия для совместных патрулей, поступают сообщения о концентрации сил боевиков и новых передвижениях турецких войск. Как Вы оцениваете ситуацию?
Мартовские договорённости по Идлибу между В.В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом стали важным достижением. Они не только позволили преодолеть опасный всплеск напряженности на северо-западе Сирии, но и закрепили освобождение значительных территорий и их населения из-под гнёта террористических группировок в идлибской зоне деэскалации.
Однако действующие там боевики открыто заявляют, что не признают существующие договорённости о прекращении огня и всячески пытаются их сорвать. Они не прекращают обстрелы и нападения на позиции сирийских войск, пытаются наносить удары по российским военным объектам в Хмеймиме, препятствуют проведению совместных российско-турецких патрулей.
Складывается впечатление, что контролирующие Идлиб террористы – в лице «Хейят Тахрир аш-Шам» и ей подобных – не могут смириться с тем фактом, что Москва и Дамаск тщательно выполняют свои обязательства и не допускают возобновления насилия в «большом Идлибе». Видимо, именно с этим и связаны постоянные попытки боевиков расшатать ситуацию, спровоцировать жёсткую ответную реакцию сирийской армии, а потом – снова раскручивать кампанию по её дискредитации и надеяться на вмешательство своих иностранных покровителей.
Есть и другой момент. Территория контролируемого экстремистами идлибского анклава продолжает сокращаться и из-за скопления там разномастных вооружённых банд, в т.ч. иностранных, всё больше напоминает «банку с пауками». Воевать с правительственной армией у них не получается, поэтому бандиты всё дальше погружаются во внутренние склоки, терроризируют местное население, занимаются махинациями с гуманитарной помощью, при этом силой выдавливая из Идлиба настоящих гуманитарщиков – сирийский Красный полумесяц.
Соответствующие факты уже давно стали достоянием общественности и наглядно показывают, что Идлиб – это никакое не «последнее прибежище умеренной оппозиции», а бандитско-террористический анклав, бесконечно мириться с существованием которого нельзя.
Исходим из того, что никакие договорённости о прекращении огня в Идлибе не отменяют необходимости продолжения бескомпромиссной борьбы с терроризмом и скорейшего возвращения указанной территории под суверенитет Дамаска.
- США и Европейский союз продолжают политику санкционного давления на Сирию, даже в условиях пандемии коронавируса. Как Вы можете прокомментировать сложившуюся ситуацию? Как в таких условиях можно помочь сирийскому народу.
Мы уже давно и открыто говорим о реальной природе западных антисирийских санкций, очевидная цель которых – максимально затруднить и отсрочить возвращение сирийского хозяйства в целом, рядовых сирийцев к нормальной мирной жизни. Причём после каждой новой победы сирийской армии и её союзников в борьбе с терроризмом, экономическое давление на Дамаск только усиливается.
В условиях же пандемии коронавируса, от которой серьёзные материальные убытки несут даже благополучные страны, включая сами США и их европейских союзников, для таких государств, как Сирия, санкции могут иметь по истине катастрофические последствия.
На этом фоне Россия, и не только она, выступила за полное и незамедлительное прекращение или ослабление односторонних санкций, препятствующих усилиям государств, в частности, Сирии, по эффективной борьбе с COVID-19. Мы поддержали соответствующие инициативы Генсекретаря ООН А.Гуттереша и других ооновских представителей.
Однако, к сожалению, подобные призывы остаются без ответа – известные апологеты агрессивной санкционной политики не собираются отказываться от своих подходов. И даже, наоборот, готовы и дальше наращивать давление на САР и другие неугодные государства.
Обратил на себя внимание недавний демарш Евросоюза, который, выпустил разъяснения по имплементации своих антисирийских санкционных мер в контексте борьбы с коронавирусом, с намёком на то, что его политика достаточно «гуманна» и формально не препятствует медицинским и гуманитарным поставкам в Сирию. Однако внимательное прочтение соответствующего документа показывает, что – в действительности – помощь нуждающимся сирийцам обставлена бюрократическими оговорками и целым рядом условий. А с учётом того, что западные санкции и так обычно трактуются в максимально расширительном ключе, появившиеся инструкции лишь дополнительно демотивируют европейских гуманитарных операторов против работы Дамаском.
При этом необходимо отметить, что районы САР, находящиеся вне контроля законного сирийского правительства, полностью выведены за скобки каких-либо европейских ограничений, и получают от своих иностранных спонсоров всё необходимое. И это несмотря на то, что, даже по официальной ооновской статистике, реально нуждающихся в помощи там гораздо меньше, чем в остальной части Сирии. Такой подход прямо противоречит международным принципам беспристрастности и нейтральности гуманитарного содействия. МИД России уже подробно прокомментировал данную тему в заявлении от 19 мая.