Рубрика “Ретроспектива”
Редакция сайта размещает второй по счету материал в нашей новой рубрике “Ретроспектива”. И на этот раз мы имеем возможность ознакомить наших читателей и подписчиков страниц Фонда в Facebook с содержательным интервью посла Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике Александра Ефимова сирийской газете “Аль-Ватан”. Несмотря на то, что интервью дано в июне прошлого года, предложенная в нем информация и оценки представляют большой интерес и на сегодняшний день. В частности участникам Фонда “РУССАР” полезно обратить внимание на фрагмент интервью о задачах и перспективах торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Россией и Сирией с тем, чтобы найти в нем и свое место. То же относится и к помощи Сирии в обеспечении ее населения защитными средствами от пандемии коронавируса. Фонд “РУССАР” уже испытал свои возможности на этом направлении через прямой контакт с сирийским Министерством здравоохранения.
Интервью Посла России в Сирии А.В.Ефимова сирийской газете «Аль-Ватан» (13.06.2021 г.)
1. Начну с самого важного события для Сирии – переизбрания на пост президента САР Б.Асада. Президент России В.В.Путин был одним из первых, кто поздравил сирийского лидера. Какую позицию занимает Россия в отношении событий последних недель в Сирии?
На мой взгляд, главный результат прошедшей в Сирии избирательной кампании – это не просто переизбрание на новый президентский срок Б.Асада, а, прежде всего – подтверждение того, что сирийский лидер пользуется самой широкой народной поддержкой – как внутри страны, так и в диаспоре за рубежом, у молодёжи и представителей старших поколений, у выходцев из самых разных религиозных конфессий. Хорошо видно, что все сирийцы сплотились вокруг своего президента в надежде на достижение мира и стабильности в стране.
Сильное впечатление произвёл тот факт, что Б.Асад и первая леди пришли отдать свой голос и пообщаться с рядовыми гражданами на избирательном участке в столичном пригороде Дума. Ведь там ещё совсем недавно находился крупный анклав радикальной оппозиции, а сегодня жители Думы в свободной и дружелюбной атмосфере разговаривают с президентом своей страны, под руководством которого был нанесён решительный удар по международному терроризму. После этого все инсинуации западных стран о непопулярности Б.Асада выглядят совершенно несостоятельными.
Кстати, прибывшей из России делегации наблюдателей в составе членов Совета Федерации, Государственной Думы и Общественной палаты удалось увидеть и почувствовать с каким неподдельным энтузиазмом сирийцы шли на избирательные участки с раннего утра и до поздней ночи.
Отдельно подчеркну, что Россия рассматривает состоявшиеся выборы как суверенное дело САР и расценивает прозвучавшие из западных столиц заявления об их нелегитимности как элемент грубого политического давления на Дамаск и очередную попытку вмешательства во внутренние процессы в Сирии с целью ее дестабилизации. Никто не вправе диктовать сирийцам, когда и при каких условиях они должны избирать главу своего государства.
Искренне поздравляю сирийский народ с благополучным проведением президентских выборов в нынешних крайне непростых условиях. Присоединюсь к словам Президента России В.В.Путина о том, что результаты голосования в полной мере подтвердили высокий авторитет Б.Асада и доверие граждан Сирии к проводимому под его руководством курсу на скорейшую стабилизацию ситуации в стране и укрепление её государственных институтов.
2. Соединенные Штаты и Европейский союз до сих пор не видят реальную картину происходящего в Сирии. Они выступили с заявлениями о непризнании выборов. Более того, власти ЕС продлили санкции против САР еще на один год. Как Москва рассматривает подобные шаги?
Односторонние ограничительные меры, введённые США и Евросоюзом против Сирии незаконны. Они носят бесчеловечный характер и губительны для сирийской экономики. Как бы всё это ни пытались отрицать или оправдывать западные страны – от них непосредственно страдают рядовые граждане. В условиях пандемии коронавируса последствия санкций становятся заметны ещё сильнее, и всё больше голосов сегодня призывают к их смягчению или полной отмене.
Именно с такой позиции выступает Россия и ряд других государств. Да и не только мы одни – в ООН и в различных неправительственных организациях, оказывающих помощь пострадавшей в войне Сирии, также признают, что западные рестрикции препятствуют осуществлению гуманитарной деятельности, а так называемые «гуманитарные изъятия» недостаточны и неэффективны.
По сути, мы наблюдаем ситуацию, при которой неудавшиеся планы известных сторон по свержению законных властей САР военным путём были заменены на попытки экономического «удушения» страны – с целью не допустить возвращения Сирии к мирной жизни, изолировав её от внешнего мира и лишив необходимых ресурсов для восстановления и нормального функционирования.
Одновременно мы видим, как районы САР, находящиеся вне контроля Дамаска, оказываются выведены за скобки каких-либо европейских или американских ограничений и получают от своих иностранных спонсоров всё необходимое. И это даже несмотря на то, что реально нуждающихся в помощи там гораздо меньше, чем в остальной части Сирии.
Такой избирательный подход прямо противоречит международным принципам беспристрастности и нейтральности гуманитарного содействия и лишь ещё более наглядно демонстрирует, что такие рестрикции противоречат международному праву и представляют собой ни что иное как коллективное наказание для подавляющего большинства сирийцев, сохраняющих лояльность своему законному правительству.
Видимо, оппоненты Дамаска делают расчёт на то, чтобы спровоцировать всплеск недовольства среди граждан Сирии и вновь расшатать ситуацию. Однако можно с уверенностью сказать, что произошёл обратный эффект – люди выразили свою полную поддержку сирийскому руководству во главе с Б.Асадом, а нынешние неурядицы однозначно воспринимают как плод враждебных действий извне.
3. В феврале Вы, господин Посол, давали комментарий в отношении экономической ситуации в Сирии и влияния западных односторонних ограничительных мер на условия жизни сирийцев.
Вы тогда назвали положение дел крайне сложным и рассказали о разработке новых совместных российско-сирийских проектов, направленных на преодоление соответствующих трудностей.
Удается ли реализовывать эти планы? Состоится ли заседание сирийско-российской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое уже откладывалось несколько раз?
Мы в России, как никто другой, понимаем и сопереживаем сирийскому народу, на долю которого выпали такие суровые испытания. Нам самим приходилось преодолевать тяжелейшие последствия войн, практически заново отстраивать целые города, жить в условиях внешней изоляции. Прямо сейчас наша страна также находится под бременем иностранных санкций, однако мы находим силы, чтобы не только развиваться и двигаться дальше, но и помогать нашим друзьям, в числе которых исторически остаётся Сирия.
Я уже неоднократно говорил про самые разные направления и виды помощи, которую Россия оказывает вашей стране. Подчеркну главное – экономическое взаимодействие между Москвой и Дамаском выстраивается именно с акцентом на решение задач по содействию сирийцам в преодолении наиболее острых проблем в области послевоенного восстановления, а также обеспечения устойчивости сирийского государства в условиях внешнего экономического и политического прессинга.
Несмотря на все санкционные ограничения, от которых здесь страдают и российские экономические операторы, а также вызовы, связанные с пандемией COVID-19, реализация масштабных двусторонних проектов в различных сегментах сирийского хозяйства продолжается. Осуществляются значимые для сирийской стороны поставки. Например, с марта 2021 г. в страну прибыло уже 350 тыс. тонн российской пшеницы. Не прекращаются контакты между профильными ведомствами наших страны. Как вы знаете, сирийская делегация во главе с министром экономики и внешней торговли С.Халилем приняла участие с Петербургском международном экономическом форуме в начале июня.
Прорабатываются и новые планы. В этом смысле большие надежды возлагаются на очередное заседание Постоянной Российско-Сирийской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое может состояться уже в ближайшее время.
4. Президент В.В.Путин в поздравительной телеграмме Президенту Б.Асаду отметил, что Россия продолжает оказывать поддержку Сирии в борьбе с экстремизмом. В этой связи позвольте спросить о реализации достигнутых в Москве договоренностей (о прекращении огня в Идлибской зоне деэскалации), которые до сих пор не выполнены в полной мере. Террористы все еще остаются в Идлибе. Получается, что Турция, усилившая свое присутствие на сирийской территории, не следует взятым на себя обязательствам? Сохранится ли это соглашение в прежнем виде? Могут ли быть предприняты совместные сирийско-российские шаги военного характера для продолжения борьбы с терроризмом и возвращения остающихся неподконтрольными официальным властям территорий САР?
Боевые операции против террористов в Сирии активно продолжаются. Сейчас их фокус смещён на пустынные территории на востоке страны, где сирийская армия при поддержке Воздушно-космических сил России успешно выявляет и уничтожает отряды боевиков, ликвидирует созданные ими склады с оружием и взрывчаткой, которые могли бы быть использованы для совершения терактов против мирных сирийских граждан.
Предпринимаются также и меры по противодействию террористам из «Хейят Тахрир аш-Шам» и других организаций, внесённых в террористические списки ООН, которые окопались в «идлибском анклаве» на северо-западе Сирии. Исходим из того, что непримиримая борьба с ними должна быть продолжена, а любые попытки «обелить» террористов, выдать их за т.н. «вооруженную оппозицию» категорически недопустимы.
Напомню, что достигнутые в марте 2020 г. в Москве российско-турецкие договоренности по Идлибу на высшем уровне позволили закрепить освобождение сирийской армией при поддержке российских ВКС значительной территории на северо-западе Сирии, обезопасить её население и жителей соседних районов от действий террористов из указанного анклава.
Конечно, некоторые из достигнутых договорённостей выполняется дольше, чем хотелось бы, однако соответствующая работа с турецкой стороной ведётся на различных уровнях и по линии разных ведомств. В любом случае твёрдо исходим из того, что никакие договорённости не отменяют необходимости продолжения бескомпромиссной борьбы с терроризмом и скорейшего возвращения указанной части САР под суверенитет Дамаска.
Благодаря нашим трёхсторонним договорённостям с Анкарой и Тегераном создан и продолжает функционировать наиболее жизнеспособный на сегодняшний день механизм внешнего сопровождения сирийского кризиса – «Астанинский формат».
После почти годовой паузы, вызванной карантинными ограничениями, в феврале 2021 г. в Сочи была проведена очередная, 15-я Международная встреча по Сирии в «Астанинском формате». В её итоговом заявлении была подтверждена неизменная приверженность «тройки» суверенитету, независимости и территориальной целостности САР, выражена решимость бороться с терроризмом во всех его формах и проявлениях. Ведётся подготовка к следующей, 16-й встрече в «Астанинском формате».
5. Еще одна тема, которой я бы хотела коснуться, – ситуация в Заефратье, где наблюдается серьезное недовольство Сирийскими демократическими силами. Россия ранее выступала в роли посредника в диалоге между курдами и сирийскими властями. Будут ли новые шаги на этом направлении? Что ожидать от курдских сил, все еще полагающихся на незаконное присутствие США на территории САР?
В Москве внимательно отслеживают происходящее в Заевфратье. Последовательно вносим свой вклад в успокоение ситуации на северо-востоке САР. В частности, при непосредственном содействии российских военных в январе и апреле 2021 г. удавалось стабилизировать обстановку и гасить вспышки напряжённости на контролируемых курдами территориях.
В Москве исходят из того, что сирийские курды являются неотъемлемой частью народа Сирии. Поэтому мы выступаем в поддержку диалога между курдами и Дамаском, в частности, по вопросам будущего обустройства их общей родины. Не секрет, что наша страна по различным каналам способствовала налаживанию и осуществлению контактов между сирийским правительством и курдской администрацией, и российские посреднические усилия ценятся обеими сторонами.
Уверен, что дела на данном направлении пойдут значительно лучше после ухода из Сирии всех незаконно находящихся в стране иностранных сил и восстановления Дамаском своего суверенитета на всей национальной территории, включая, естественно, Северо-Восток.
6. Министр иностранных дел Ф.Микдад от лица сирийского правительства приветствовал любую инициативу, направленную на восстановление отношений САР с арабскими странами. Москва проводила определенную работу в этой связи, а Министр С.В.Лавров отметил положительный эффект возвращения Сирии в Лигу арабских государств для ближневосточного региона. Имеются ли, по мнению Москвы, предпосылки для нормализации отношений между региональными и международными игроками и Дамаском?
Несмотря на попытки политико-дипломатической изоляции Дамаска со стороны отдельных западных стран, международная обстановка вокруг Сирии в последнее время заметно меняется – и явно в лучшую сторону.
Имеющий глаза – да увидит! И во многих странах мира действительно увидели подлинное лицо терроризма, грозившего захватить Сирию под видом «народной революции» и при поддержке тех, кто называл себя «друзьями Сирии». Опираясь на поддержку своих настоящих друзей и союзников, прежде всего России, САР смогла выстоять в тяжелейшей борьбе с международным терроризмом и не позволить этому злу распространиться на другие страны региона. Президент Б.Асад за годы войны проявил себя как настоящий национальный лидер, способный объединить и повести за собой весь сирийский народ, отстаивать его интересы на международной арене.
Наконец, Россия, Сирия и другие наши единомышленники своим примером показали, как можно и нужно сопротивляться диктату тех сил, которые пытаются разрушить привычный мировой порядок, поставить под сомнение незыблемые принципы международного права и перекроить Ближний Восток по своим лекалам.
Всё это не осталось незамеченным для многих других стран в регионе и мире. За последние пару лет в Дамаске возобновили свою работу дипломатические миссии сразу нескольких государств, включая арабские, некоторые повысили уровень своего представительства с поверенных в делах до Послов. И я более чем уверен, что в действительности заинтересованных в нормализации и развитии отношений с Сирией ещё больше, чем мы видим сейчас, и, когда придёт время, они обязательно о себе заявят. Мы в свою очередь будем это только приветствовать.
Если же говорить конкретно про арабский мир, то в России убеждены, что скорейшее возвращение Сирии в «арабскую семью» пойдёт на пользу всему ближневосточному региону, а также сыграет крайне плодотворную роль в преодолении сирийского кризиса и решении вызванных им социально-экономических проблем.
7. Мой заключительный вопрос касается российской вакцины против коронавируса «Спутник-V». Ранее было объявлено, что Сирия получила первую партию этого препарата. В Минздраве САР также сообщили, что российская сторона обещала осуществить новые поставки вакцины. Поступили ли в Сирию все партии препарата? Как развивается сотрудничество между нашими странами в этой сфере?
С самого начала пандемии COVID-19 мы не оставили дружественную Сирию один на один с этой бедой. В течение 2020 г. сюда из России поступали соответствующие тест-системы, защитные и дезинфицирующие средства, аппараты искусственной вентиляции лёгких.
Поставки вакцины «Спутник-V» в Сирию были и будут продолжены – с учётом потребностей сирийских друзей и возможностей по производству данного препарата в России, где потребность в вакцине сейчас также очень высока. Кстати, прошу не забывать, что самые первые партии «Спутник-V» были предоставлены Сирии даже когда мы еще не наладили достаточный объем выпуска для собственных нужд.