Рубрика «Ретроспектива»
Редакция сайта открывает новую рубрику «Ретроспектива». Этот латинский термин означает взгляд назад, на события, которые имели место в прошлом. В нашем случае в рубрике «Ретроспектива» речь пойдет отнюдь не о далеком, а недавнем прошлом. Мы будем сообщать о событиях, хоть и прошедших, но вполне злободневных и сегодня. Материалы новой рубрики, иногда по той или иной причине не попавшие на наш сайт ранее, помогут нам разобраться в сегодняшних обстановке и положении дел в Сирии, России и мире.
Начинаем нашу рубрику «Ретроспектива» публикацией интервью Чрезвычайного и Полномочного посла Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике, специального представителя Президента России по развитию отношений с Сирией А.В. Ефимова сирийскому государственному информационному агентству САНА 11 июня 2021 года.
Интервью Посла России в Сирии А.В.Ефимова сирийскому государственному информационному агентству САНА
Дамаск — САНА
11-06-2021
1. Что вы думаете о широком участии сирийского народа в президентских выборах? Как бы вы описали его энтузиазм в открытом выражении своего мнения на избирательных участках и на площадях в различных регионах и городах?
— Прежде всего, я, конечно же, хотел бы поздравить сирийский народ с благополучным проведением президентских выборов в нынешних крайне непростых условиях.
Присоединюсь к словам Президента России В.В.Путина о том, что результаты голосования в полной мере подтвердили высокий авторитет Б.Асада и доверие граждан Сирии к проводимому под его руководством курсу на скорейшую стабилизацию ситуации в стране и укрепление её государственных институтов.
Также хотел бы подчеркнуть, что Россия рассматривает состоявшиеся выборы как суверенное дело САР и расценивает прозвучавшие из западных столиц заявления о нелегитимности состоявшихся выборов – а некоторые заговорили об этом еще до их проведения – как элемент грубого политического давления на Дамаск и очередную попытку вмешательства во внутренние процессы в Сирии с целью ее дестабилизации. Организация президентской избирательной кампании в САР в полной мере соответствовала требованиям действующей Конституции 2012 г., национального законодательства и ни в коей мере не противоречила положениям резолюции 2254 СБ ООН и других международных решений, в основе которых лежит уважение суверенитета Сирии.
Хотел бы в очередной раз повторить, что никто не вправе диктовать сирийцам, когда и при каких условиях они должны избирать главу своего государства.
Кстати, мне и самому посчастливилось собственными глазами увидеть, как здесь происходил процесс волеизъявления – вместе с прибывшей из России делегацией наблюдателей в составе членов обеих палат Совета Федерации и Общественной палаты России. Разумеется, мы обратили внимание на высокую явку и неподдельный энтузиазм избирателей. Однако самое сильное впечатление на всех произвело то, что многие сирийцы буквально голосовали кровью за своего лидера.
Считаем очень показательным и решение самого Б.Асада, пришедшего вместе с первой леди на избирательный участок в столичном пригороде Дума, где, как утверждают противники Дамаска, мирное население якобы сочувствовало боевикам. Состоявшиеся выборы однозначно продемонстрировали несостоятельность подобных инсинуаций и, наоборот, лишь подтвердили, что президент пользуется широкой поддержкой населения даже в районах, ещё совсем недавно являвшихся оплотами террористов.
Ну и, пожалуй, самым наглядным подтверждением того, что претензии и обвинения оппонентов Сирии полностью оторваны от действительности, стали массовые празднования сирийцев после завершения выборов и объявления их результатов. Народ искренне радовался победе своего президента и действительно сплотился вокруг него в надежде на достижение мира и стабильности в стране.
Россия, в свою очередь, намерена и далее проводить твердую линию в поддержку Сирии, оказывать ей всестороннее содействие в восстановлении разрушенной социально-экономической инфраструктуры и ликвидации других негативных последствий продолжающегося уже более десяти лет конфликта.
2. С вашей стороны прилагается много усилий, чтобы прорвать блокаду Сирии западными странами. Россия предприняла широкие дипломатические действия, чтобы восстановить сирийские отношения с арабскими странами или с целью снятия блокады, навязанной Сирии. Мы хотели бы пролить свет на эти усилия и их результаты. Что делает Россия, чтобы прорвать эту блокаду?
— Действительно, Россия придаёт большое значение усилиям по содействию Дамаску в деле прорыва международной изоляции и смягчения последствий действующих против Сирии санкций. И, на самом деле, даже в условиях ведущейся против вашей страны дипломатической и экономической войны у неё остаётся немало зарубежных друзей и единомышленников. И я более чем уверен, что в действительности количество стран, заинтересованных в нормализации и развитии отношений с Сирией, ещё больше, чем мы видим сейчас, и, когда придёт время, они обязательно о себе заявят. Мы в свою очередь будем это только приветствовать.
И это я ещё не говорю о многих представителях международной общественности, которые уже давно понимают, что навязываемый отдельными западными столицами антисирийский дискурс построен на лжи и дезинформации и отвечает лишь интересам очень узкого круга иностранных игроков.
Эти же игроки, очевидно, стремятся и как можно дольше сохранить состояние разобщённости в арабском мире, в т.ч. всячески препятствуя возвращению Сирии в «арабскую семью». Россия – наоборот – убеждена, что восстановление нормальных связей Дамаска с арабскими государствами пойдёт на пользу всему ближневосточному региону и сыграет крайне полезную роль в преодолении сирийского кризиса и в решении вызванных им социально-экономических проблем.
Так что, отвечая на ваш вопрос, скажу, что – там, где это возможно и уместно – российская сторона, конечно же, оказывает Дамаску необходимое содействие в деле нормализации отношений с братскими арабскими странами.
3. Россия оказывала и оказывает гуманитарную помощь Сирии. Шел разговор об отправке пшеницы, вакцин, лекарств и медицинского оборудования для борьбы с пандемией коронавируса и другой помощи. У вас есть цифры и подробности того, что было сделано и будет предоставлено? Ожидается ли еще помощь в ближайшее время?
— Одним из ключевых направлений нашей работы остаётся оказание регулярного и многопланового гуманитарного содействия Сирии.
Делается это по различным каналам, например, по линии ООН. Так, за время моей работы в Дамаске Москва выделила без малого 40 млн. долл. на осуществление разнообразных инициатив по линии семи ооновских структур – в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства, продовольственной безопасности, борьбы с минной опасностью и др. И это, отмечу, происходило в тот момент, когда некоторые государства, наоборот, сокращали финансирование деятельности ООН и тем более ограничивали использование своих донорских средств на нужды законных сирийских властей.
Кстати, хотел бы отдельно рассказать, что в конце мая в г.Алеппо состоялось открытие ветеринарной лаборатории, которая была сильно повреждена во время войны, а затем восстановлена и оборудована современной техникой силами Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) на средства, предоставленные Россией.
Заработавшая лаборатория призвана значительно улучшить потенциал местной животноводческой отрасли и, в частности, увеличить достаток занятых в ней людей. А в общей сложности, этот и другие реализуемые при российском содействии проекты ФАО в провинции Алеппо позволят так или иначе оказать содействие порядка 350 тыс. человек – в обеспечении их продовольственной безопасности, благоприятных условий труда и стабильного заработка.
Еще большие усилия мы предпринимаем в двустороннем формате. Помощь сирийцам от России поступает из различных источников –непосредственно от Правительства (например, в виде 100 тыс. тонн пшеницы, поставленных сюда в качестве дара в течение 2020 г.), от наших военных, от общественных и религиозных организаций и даже от российских компаний и деловых кругов.
Точной статистики не ведётся. По некоторым, очень грубым подсчётам, за последние несколько лет на различные виды содействия сирийскому народу в нашей стране ежегодно тратилось порядка 150 млн. долл. Только российские военные за пять с лишним лет нахождения в Сирии смогли раздать сирийцам более 4,5 тыс. тонн продуктов питания, медикаментов и предметов первой необходимости. Причём, за малым исключением, делалось это практически по всей территории страны.
При российской поддержке с 2015 г. здесь восстановлены почти 1 тыс. образовательных и ок. 250 медицинских учреждений, свыше 4,8 тыс. жилых домов. Ремонтируются дороги, мосты, линии электропередач и т.д.
Российские врачи оказали квалифицированную помощь более чем 132 тыс. сирийцам, в т.ч. в опасных и труднодоступных районах Сирии. В 2019 г. большая группа сирийских детей, пострадавших в результате боевых действий, ездила в Россию на лечение и реабилитацию. В текущем году ожидается открытие в Дамаске созданного при поддержке Русской Православной Церкви реабилитационного центра для юных сирийцев, потерявших конечности в результате минно-взрывных травм.
Разумеется, мы не оставили Сирию и один на один с пандемией COVID 19. В течение 2020 г. сюда активно поступали из России соответствующие тест-системы, защитные и дезинфицирующие средства, аппараты искусственной вентиляции лёгких.
Поставки вакцины «Спутник V» в вашу страну также были и будут продолжены – с учётом потребностей сирийских друзей и возможностей по производству данного препарата в России, где потребность в вакцине сейчас также очень высока. Кстати, напомню, что самые первые партии «Спутник V» были предоставлены Сирии, даже когда мы еще не наладили достаточный объем выпуска даже для собственных нужд.
4. А как насчет экономического сотрудничества? Россия подписала контракты с сирийским государством об инвестициях. Есть ли что-то новое на уровне инвестиций для россиян, будь то в сирийском государственном или частном секторе?
— Экономическое сотрудничество с Дамаском в целом развивается в нормальном режиме. Конечно, пандемия коронавируса внесла свои коррективы, но мы подстраиваемся под новые непростые условия. Вне зависимости от обстоятельств, реализация российских экономических проектов продолжается. Не будем забывать, что экономические операторы из России обеспечивают восстановление и функционирование в т.ч. и жизненно важных для САР предприятий и объектов инфраструктуры – и они не могут позволить себе никаких простоев в работе.
Российско-сирийские торгово-экономические и научно-технические связи во многом являются продолжением и развитием той помощи, которую наша страна оказала и продолжает оказывать Дамаску в военно-политической сфере. Выручив дружественную Сирию в борьбе с террористами, сегодня мы поддерживаем её в решении наиболее насущных проблем, связанных с возвращением страны к мирной жизни, обеспечением устойчивости сирийского государства в условиях жесточайшего политического и экономического прессинга извне.
Из новых моментов могу назвать уже начавшуюся реализацию двусторонних коммерческих контрактов на поставку сюда российской пшеницы. С марта 2021 г. в Сирию из России уже прибыло 350 тыс. тонн этого важнейшего ресурса.
Постоянно прорабатываются новые планы и проекты в рамках двустороннего сотрудничества. Данные вопросы с сирийской делегацией, в частности, обсуждались на полях Петербургского международного экономического форума 2-5 июня. Более детально будем всё это проговаривать с сирийскими партнёрами и в ходе следующего заседания Постоянной Российско-Сирийской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое, как я надеюсь, состоится в ближайшее время.
5. Российский культурный центр вернулся к работе и деятельности в Дамаске около года назад. Каким вы видите это возвращение и степень участия общественности в культурных мероприятиях, предлагаемых Российским культурным центром? Есть ли идея открыть культурные центры в других сирийских городах, например, в Латакии?
— Возобновление работы Российского центра науки и культуры в Дамаске – это важная веха для всех нас. Кстати, недавно принято решение называть все наши культурные центры просто и понятно – Русский дом.
Так, вот, Русский дом в Сирии – по различным причинам, включая эпидемиологическую обстановку – пока ещё работает не в полною силу, но уже проводит регулярные мероприятия, концерты, а также различные занятия и мастер-классы для детей и взрослых – в т.ч. по музыке и танцам, изобразительному искусству, а самое главное – по русскому языку. Уверен, что со временем в программе нашего культурного центра появится ещё больше новых и интересных видов деятельности.
Тогда же, думаю, можно будет поговорить и об открытии филиала Русского дома в других частях Сирии. Мы прекрасно знаем, что интерес к русскому языку и русской культуре есть у очень многих сирийцев.
6. Несколько дней назад на встрече с министром иностранных дел и по делам эмигрантов Фейсалом Аль-Мекдадом мы узнали, что от членов Общественной палаты Российской Федерации (которые присутствовали вместе с членами парламентской делегации для сопровождения президентские выборы) поступило предложение о начале усилий по укреплению общественных отношений и связей между двумя странами. У вас есть представление об этом предложении? И что ваше посольство может предложить для содействия этому предложению и укреплению социальных связей между народами двух наших стран в рамках деятельности Общественной палаты в вашей стране?
— Конечно, поддержание и развитие общественных связей между российским и сирийским народами – это очень важно. Контакты такого рода придают всей конструкции наших двусторонних отношений дополнительную прочность и глубину.
В этой связи прозвучавшую в ходе упомянутого Вами визита инициативу рассматриваем как исключительно своевременную и полезную. Внимательно изучаем различные возможности по её практическому наполнению, обе стороны подготовят соответствующие предложения.
К сожалению, пандемия и карантин ограничили наши возможности в плане общественных и гуманитарных контактов, но зато сейчас мы чётко видим, что и в России, и в Сирии есть настрой на то, чтобы скорее наверстать упущенное.